Статьи > Статьи по теме "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса" > Метод инвестиционного анализа sunk costs (утопленные затраты)

Метод инвестиционного анализа sunk costs (утопленные затраты)

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, председатель совета директоров издательства "Москва", автор книг по менеджменту и бизнесу, разработчик методик управления

rik-company.ru

Данная методика может использоваться при план-фактном анализе исполнения бизнес-плана любого бизнеса для принятия стратегического решения о его дальнейшей судьбе. Также данная методика актуальна для анализа инвестиционных проектов развития, реализуемых в рамках действующего бизнеса.

При анализе инвестиционных бюджетов и принятии дальнейших решений по проекту нужно руководствоваться принципом утопленных затрат (sunk costs). То есть прошлые затраты не должны влиять на принятие решения.

При этом нужно в основном руководствоваться будущими перспективами или их отсутствием. Если перспективы есть и это признано собственниками компании (или стратегическим комитетом), то может быть принято решение о продолжении проекта.

Если же, например, речь идет о проекте по выходу на новый рынок сбыта и перспектив пока для данной компании в новом регионе нет, то нужно это обязательно признать и закрыть проект, чтобы не допустить дальнейшее неэффективное расходование средств в будущем.

Итак, при подведении итогов реализации проекта в очередном отчетном периоде, конечно же, нужно отслеживать план-фактные отклонения. И если они будут признаны существенными, нужно будет провести анализ и принять решения на будущее.

При реализации инвестиционных проектов, в отличие от текущей деятельности, одним из решений, которые нужно постоянно принимать, является решение о продолжении или закрытии проекта.

Так вот, при принятии такого решения, прежде всего, нужно ориентироваться не на уже достигнутые результаты, а на будущие перспективы, которые могут ожидать компанию, если она реализует этот проект.

Даже если фактическое выполнение проекта получается значительно хуже, чем ожидали, но при этом новая оценка эффективности проекта показывает, что на самом деле он очень выгоден для компании, нужно будет принять решение о продолжении проекта с внесением необходимых корректировок в инвестиционный бюджет (или бизнес-план компании).

И наоборот, если фактическое исполнение бюджета будет даже более успешным, чем ожидалось, но новые оценки перспектив проекта показывают, что данный проект будет недостаточно эффективным с точки зрения стратегии компании, нужно будет принять решение о закрытии проекта. Такой метод анализа и называется методом утопленных затрат (sunk costs).

То есть считается, что будущие перспективы гораздо важнее, чем достигнутые в прошлом результаты. Если проект признается неперспективным, его нужно закрывать несмотря на то, что компания уже понесла определенные затраты.

Эти затраты уже не вернешь (именно поэтому они называются утопленными), но дальнейшая реализация проекта может привести к еще большим потерям.

Конечно же, на практике бывает психологически сложно отказаться от реализации проекта, в который уже вложено столько сил и средств. Но все-таки при проведении план-фактного анализа исполнения инвестиционных бюджетов нужно руководствоваться будущими перспективами и не питать себя иллюзиями о том, что вот-вот данный проект станет очень выгодным для компании.

Дальнейшая реализация такого проекта может быть даже и даст какой-то небольшой положительный результат, но при этом он потребует значительных вложений, причем не только финансовых, но и управленческих ресурсов. То есть компания может бросить значительные ресурсы на то, чтобы довести до конца этот проект, но при этом, по сути дела, получить упущенную выгоду от того, что не смогла реализовать другие, более перспективные проекты.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу 5046320@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с постановкой современной системы управления и повышением эффективности компании. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

74 + = 81